«Методы и средства реализации курса «Речь и альтернативная коммуникация»
С введением новых стандартов для, обучающихся с ОВЗ, открылся доступ к образованию детям с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР. Сейчас необходимо создать для них оптимальные условия для реализации их образовательного потенциала. Включение в образовательную область предмета Речь и альтернативная коммуникация, а в коррекционную область курс альтернативной коммуникации частично решают данную задачу.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Целью обучения является формирование коммуникативных навыков с использованием средств невербальной коммуникации.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Формируемые умения:
- устанавливать контакт с собеседником реагировать на собственное имя
- приветствовать собеседника вербальными, невербальными средствами
- привлекать к себе внимание вербальными, невербальными средствами
- выражать свои желания вербальными, невербальными средствами
- обращаться с просьбой о помощи, выражая её вербальными, невербальными средствами
- выражать согласие/несогласие вербальными, невербальными средствами
- выражать благодарность вербальными, невербальными средствами
За рубежом и в России накоплен большой опыт применения систем альтернативной (поддерживающей ) коммуникации.
- Система PECS
- электронные пособия с голосовыми синхронизаторами
- Блисс – метод (Блиссимволика – визуальная базисная письменность, в которой символы представляют значения, а не буквы, и применимы к любому языку)
- Леб – система - Система охватывает 60 символов (пиктограмм) и с напечатанными под рисунками значениями слов может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения, а также для детей дошкольного возраста.
- Метод пиктограмм
- Жестовый язык Макатон
Мы в большей степени пытаемся использовать Систему РЕСS . Она позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным ребенку с ОВЗ. Позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова.
С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Существуют различные средства коммуникации: взгляд, мимика, жесты, графические символы (фотографии, рисунки, пиктограммы), технические устройства(записывающие речь приборы, электронные синтезаторы речи) При выборе формируемых средств коммуникации рекомендуется учитывать когнитивные, лингвистические, психосоциальные и моторные возможности ребенка. Подчеркивается необходимость выяснить, понимает ли ребенок речь, может ли соотносить предметы и их изображения.
Кроме этого, никто не запрещает совмещать и комбинировать средства коммуникации. Всегда можно начать с одного вида коммуникативных средств, и в дальнейшем, по мере того, как ребенок приобретает дополнительные навыки, ввести другой вид. Самое главное - это не лишать ребенка возможности общаться! В любой программе обучения должны присутствовать задания, которые помогают ребенку научиться общаться более эффективно. А способ общения - это уже по возможностям и способностям...
Графические изображения, символы для дальнейшего использования вводятся следующим образом: знакомство с реальным предметом, действием, понятием, знакомство с изображением предмета, действия, понятия, соотнесение предмета, действия, понятия с его изображением, использование изображения, символа для общения.
По мере накопления графические символы объединяют в коммуникативные таблицы, папки, которые позволяют ребенку общаться на различные темы. Коммуникативные таблицы (папки) создаются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, речевых, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей. В коммуникативной таблице (папке) рекомендуем поместить краткую информацию о ребенке для его потенциальных собеседников, например: «Меня зовут… Я общаюсь с помощью символов. Я не могу сам перевернуть страницу, поэтому мне нужна твоя помощь и др.» Как правило, любая коммуникативная папка обязательно содержит символы, обозначающие вежливые слова и выражения («Спасибо», «Помогите мне пожалуйста» и др.), потребности и желания ребенка («Я хочу пить», «Мне неудобно» и др.). Ребенок составляет предложения, показывая несколько символов последовательно (например, «я» + «хочу» + «гулять» и др.). По мере совершенствования навыков общения с помощью коммуникативных папок необходимо добавлять символы, выражающие пространственные, временные представления. Все символы в папке подписываются для того, чтобы собеседник понимал их значение, а ребенок запоминал графический образ слова. Также в работе с ребенком можно использовать знаковые системы, представленные графическими изображениями: Блисс-язык, Лёб-система, система символов PECs, Boardmaker, Виджит, Сигсимволы и др.
Ребенку необходимо обеспечить свободный доступ к своей тетради, он должен забирать её домой и поддерживать общение через тетрадь с родителями.
Автор статьи Хисамова Татьяна Викторовна
Вспомогательные материалы на тему "Альтернативная коммуникация":
Пиктограммы "Расписание"
Пиктограммы "Школа"
|