Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Форма входа

Статистика

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД


Среда, 08.05.2024, 20:34

«Методы и средства реализации курса «Речь и альтернативная коммуникация»

С введением новых стандартов для, обучающихся с ОВЗ, открылся доступ к образованию детям с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР. Сейчас необходимо создать для них оптимальные условия для реализации их образовательного потенциала. Включение в образовательную область предмета Речь и альтернативная коммуникация, а в коррекционную область курс альтернативной коммуникации частично решают данную задачу.

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Целью обучения является формирование коммуникативных навыков с использованием средств невербальной коммуникации.

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Формируемые умения:

  • устанавливать контакт с собеседником реагировать на собственное имя
  • приветствовать собеседника вербальными, невербальными средствами
  • привлекать к себе внимание вербальными, невербальными средствами
  • выражать свои желания вербальными, невербальными средствами
  • обращаться с просьбой о помощи, выражая её вербальными, невербальными средствами
  • выражать согласие/несогласие вербальными, невербальными средствами
  • выражать благодарность вербальными, невербальными средствами

За рубежом и в России накоплен большой опыт применения систем альтернативной (поддерживающей ) коммуникации.

  • Система PECS
  • электронные пособия с голосовыми синхронизаторами
  • Блисс – метод (Блиссимволика – визуальная базисная письменность, в которой символы представляют значения, а не буквы, и применимы к любому языку)
  • Леб – система - Система охватывает 60 символов (пиктограмм) и с напечатанными под рисунками значениями слов может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения, а также для детей дошкольного возраста.
  • Метод пиктограмм
  • Жестовый язык Макатон

Мы в большей степени пытаемся использовать Систему РЕСS . Она позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным ребенку с ОВЗ. Позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова.

С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Существуют различные средства коммуникации: взгляд, мимика, жесты, графические символы (фотографии, рисунки, пиктограммы), технические устройства(записывающие речь приборы, электронные синтезаторы речи) При выборе формируемых средств коммуникации рекомендуется учитывать когнитивные, лингвистические, психосоциальные и моторные возможности ребенка. Подчеркивается необходимость выяснить, понимает ли ребенок речь, может ли соотносить предметы и их изображения.

Кроме этого, никто не запрещает совмещать и комбинировать средства коммуникации. Всегда можно начать с одного вида коммуникативных средств, и в дальнейшем, по мере того, как ребенок приобретает дополнительные навыки, ввести другой вид. Самое главное - это не лишать ребенка возможности общаться! В любой программе обучения должны присутствовать задания, которые помогают ребенку научиться общаться более эффективно. А способ общения - это уже по возможностям и способностям...

Графические изображения, символы для дальнейшего использования вводятся следующим образом: знакомство с реальным предметом, действием, понятием, знакомство с изображением предмета, действия, понятия, соотнесение предмета, действия, понятия с его изображением, использование изображения, символа для общения.

По мере накопления графические символы объединяют в коммуникативные таблицы, папки, которые позволяют ребенку общаться на различные темы. Коммуникативные таблицы (папки) создаются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, речевых, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей. В коммуникативной таблице (папке) рекомендуем поместить краткую информацию о ребенке для его потенциальных собеседников, например: «Меня зовут… Я общаюсь с помощью символов. Я не могу сам перевернуть страницу, поэтому мне нужна твоя помощь и др.» Как правило, любая коммуникативная папка обязательно содержит символы, обозначающие вежливые слова и выражения («Спасибо», «Помогите мне пожалуйста» и др.), потребности и желания ребенка («Я хочу пить», «Мне неудобно» и др.). Ребенок составляет предложения, показывая несколько символов последовательно (например, «я» + «хочу» + «гулять» и др.). По мере совершенствования навыков общения с помощью коммуникативных папок необходимо добавлять символы, выражающие пространственные, временные представления. Все символы в папке подписываются для того, чтобы собеседник понимал их значение, а ребенок запоминал графический образ слова. Также в работе с ребенком можно использовать знаковые системы, представленные графическими изображениями: Блисс-язык, Лёб-система, система символов PECs, Boardmaker, Виджит, Сигсимволы и др.

Ребенку необходимо обеспечить свободный доступ к своей тетради, он должен забирать её домой и поддерживать общение через тетрадь с родителями.

 

 

Автор статьи Хисамова Татьяна Викторовна

 

 

Вспомогательные материалы на тему "Альтернативная коммуникация":

 

Пиктограммы "Расписание"

Пиктограммы "Школа"

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Социальные закладк

Теги
Дети с нарушениями речи. Дизартрия у детей. Заикание у детей. Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм. Алалия. ДИСЛЕКСИЯ и ДИСГРАФИЯ Недостатки речи при нарушениях слуха. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДАЛЕНИЯ. Специфика логопедической работы с тяжело умственно отсталыми детьми Развитие речевого дыхания. Метод словесно-образного эмоционально – волевого управления человеком Развитие мышления у детей с умственной отсталостью. Артикуляционная гимнастика Программа логопедической коррекции по развитию связной речи и коммуникативной стороны речи у обучаю...

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz