Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Форма входа

Статистика

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД


Среда, 08.05.2024, 12:35
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие мышления у детей с умственной отсталостью.

Развитие мышления у детей  с умственной отсталостью.

Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими людьми.
Мышление – это отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей и отношений  между ними. 

Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у лиц с нарушением интеллекта недостаточно сформированы, что мешает их обучению и воспитанию.

Развитие мышления

Сначала формируется наглядно-действенное мышление - форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Затем, начиная с 1,5 лет, начинает формироваться наглядно-образное мышление. Оно осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста). Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое характеризуется использованием понятий, логических конструкций (т.е., практические задачи решаются не руками, а в уме); а также абстрактно-логическое, то есть,мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе.  Считается, что у животных нет абстрактного мышления.

Операции мышления

1. Сравнение — это одна из ключевых операций, осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных задач.

2. Анализ – мысленное расчленение явления или предмета, выделение его признаков, частей, свойств.

3. Синтез – мысленное соединение элементов, частей, признаков для решения задачи.

Учебная деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средствами адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы (Г.М. Дульнев). Как известно, любая учебная деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов, особенно мышления, как главного психического процесса. В ходе выполнения  заданий можно выявить, насколько усвоил ученик знания по отдельным общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в использовании этих знаний в практической деятельности.

Методика «Лабиринт» (по Л.А. Венгер)

Цель: исследование степени овладения действиями наглядно-образного мышления; оценка уровня развития наглядно-образного мышления.

Инструкция: «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, нужно смотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что нужно идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик. Найди, а я посмотрю, не ошибся ли ты».

Стимульный материал: представляет собой нарисованные полянки с разветвленными дорожками, ведущими к домикам, и помещенные под полянками письма, условно указывающие путь к одному из домиков.

Методика «Четвертый лишний» (по С.Д. Забрамной)

Словесный вариант

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

Стимульный материал: карточки со словами.

Процедура проведения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Тестовый материал:

  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

В процессе обучения при реализации индивидуального подхода учитываются особенности нарушений в интеллектуальном развитии обучающихся, потенциальные возможности ребенка, состояние психофизического здоровья, а также уровень проявления недостатков в учебной деятельности учащихся. К ним в частности относятся: слабая ориентировка в последовательности выполнения различных операций. Затруднения в принятии решения при изменении  ситуации, наличие необъективной оценки результатов собственного труда, не развиты приемы самоконтроля при выполнении практической работы, замедлен темп, слабое усвоение, непонимание терминов и понятий, отсутствие самостоятельности в деятельности, снижен уровень ответственности за выполнение работы.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые можно использовать на уроках.

Упражнения и игры по формированию наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью

Задание со спичками.

1) Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

2) Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

3) Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Для развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью можно использовать следующие упражнения:

«Четвертый лишний». Задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.

«Придумывание недостающих частей рассказа». Одна часть рассказа пропущена (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. Психокоррекционные занятия рекомендуется проводить как индивидуально, так и в группе в зависимости от поставленных задач. Например, игра "Составь предложение". Цель - развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например, "озеро", "карандаш" и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными ("Медведь опустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере"), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").

Игра "Исключение лишнего". Берут любые три слова, например, "собака", "помидор", "солнце". Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, "лишнее", не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить "собаку", а "помидор" и "солнце" оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше. Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным "правильным" решением, а надо искать целое их множество.

Игра "Поиск аналогов" Называются какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Игра "Способы применения предметов". Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "статья". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Также на занятиях использовалась игра "Почтальон". В игре участвуют три ученика – почтальона. Каждому из них нужно доставить письмо в три дома. На каждом доме изображена одна из геометрических фигур. В сумке почтальона находятся письма – 10 геометрических фигур, вырезанные из картона. По сигналу учителя почтальон ищет письмо и несет его в соответствующий дом. Выигрывает тот, кто быстрее доставит все письма в дома – разложит геометрические фигуры.

Используются на уроках задания по формированию наглядно-образного мышления с использованием математики:

  1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке?
  2. Назовите геометрические фигуры, из которых составлен этот домик?
  3. Выложите из палочек треугольники. Сколько палочек потребовалось?
  4. Разрежьте квадрат на четыре фигуры и сложите из них прямоугольник.
  5. Проведите в каждой фигуре отрезок, чтобы получился квадрат.

Продуктивны на уроках  и следующие упражнения.

№ 1 «Выдели общее»

Предлагается ряд картинок. Надо выделить общее, что имеется в этих картинках.

№ 2. «Классификация»

Даны пять словарных слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое – лишнее.

Например:

спинка, полочка, подборт, нитки, рукав.

халат, комбинезон, топ, фартук, косынка.

№ 4. «Заполни пропавшие буквы»

Даны словарные слова с пропущенными буквами.

Например:

в…л…к…о (волокно);

п...я…а (пряжа);

п..л...т..о (полотно).

№ 5 «Кроссворд»

а) Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.

б) Кроссворд на закрепление терминологии.

 Учитель – логопед Хисамова Т.В.

Категория: Мои статьи | Добавил: jaschka (16.05.2015) | Автор: Развитие мышления у детей с умстве
Просмотров: 3105 | Комментарии: 1 | Теги: мышление | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Виталий  
0
http://sait-berezniki.ru/ Кузница сайтов, Березники. Пишу сайты прямым кодом, домен хост, поддержка. Цена 40 $. Могу написать и без оплаты. Смотрите сайт: Кузница сайтов, Березники.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Категории раздела
Мои статьи [14]

Социальные закладк

Теги
Дети с нарушениями речи. Дизартрия у детей. Заикание у детей. Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм. Алалия. ДИСЛЕКСИЯ и ДИСГРАФИЯ Недостатки речи при нарушениях слуха. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДАЛЕНИЯ. Специфика логопедической работы с тяжело умственно отсталыми детьми Развитие речевого дыхания. Метод словесно-образного эмоционально – волевого управления человеком Развитие мышления у детей с умственной отсталостью. Артикуляционная гимнастика Программа логопедической коррекции по развитию связной речи и коммуникативной стороны речи у обучаю...

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz