ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДАЛЕНИЯ. Хисамова Т.В.
МУ СКОШ № 3 г.
Березники.
В коррекционных
школах, в классах «Особый ребенок» все больше стали обучаться дети с синдромом
Дауна. Основной задачей обучения таких детей
является успешная интеграция детей в общество. И цель всех педагогов
- научить этих детей жизни в обществе и
в первую очередь коммуникабельно-сти и общению, а какое общение без речи. Несмотря на врожденное желание общаться, дети
с синдромом Дауна зачастую обладают определен-ными физическими и когнитивными
характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Давайте
рассмотрим по порядку особенности, затрудняющие развитие речи этих детей.
1. Физические характеристики
Дети с синдромом Дауна
чаще всего отличаются некоторыми особенностями строения лица, которые мешают
освоению речи. Эти распространенные особенности включают: гипотонус, пониженный
тонус мышц лица, рта, языка, губ, челюсти; трудности в синхронизации движения этих
органов, т.н. диссоциация; сравнительно небольшой размер ротовой полости в
сравнении с размером языка; тенденция дышать через рот из-за увеличенных
аденоидов или гланд, частых простуд или аллергических реакций; высокое узкое
(«готическое») нёбо, ограничивающее движения языка во рту, равно как и слишком низкое нёбо; недоразвитие
(гипоплазия) костей средней части лица; повышенное слюнотечение (что может говорить о
пониженной чувствительности); более
частая заложенность носа; постоянно открытый рот; часто высунутый язык; трудности в использовании мягкого нёба для
«блокировки» воздушного потока, вследствие чего речь ребенка будет «гнусавой»; «открытый»
прикус (верхние и нижние зубы ребенка не встречаются, расходятся) и другие
аномалии прикуса; нейромышечные
особенности строения языка. Эти проблемы могут повлиять на то, насколько понятной будет речь ребенка. В
частности, может пострадать артикуляция – способность двигать и контролировать
движения губ, челюсти, языка, нёба для правильного и четкого произнесения
звуков; беглость речи, способность разговаривать быстро и ритмично;
последовательность произнесения звуков в слове («палата» вместо «лопата»);
«резонанс», т.е. качество звука, воспроизводимого ребенком, - дети с синдромом
Дауна часто говорят «в нос», «гнусаво».
2.Когнитивные характеристики
Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться
из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется достаточно ярко. С
речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика,
понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно
работать всю жизнь, постоянно улучшая результат.
Исходя из особенностей
детей с синдромом Дауна, мешающих им в усвоении речи, выстроилась система
логопедической работы, в которую включены:
Педагогические методы и приемы коррекции занимают ведущее место
среди всех используемых видов работ. Выбор метода определяется характером
речевого нарушения, целями и задачами логопедического воздействия, этапом
работы, особенностями ребенка. На занятиях используется все разнообразие
словесных, наглядных и практических приемов, которые обязательно сочетаются
между собой между собой и отвечают теме занятия.
Медицинская направленность
логопедической работы
занимает чуть меньше места, но она тоже важна. Она включена в структуру каждого
логопедического занятия. Здесь находят применение разнообразные виды массажа:
ручной и зондовый, по локализации воздействия: сегментарно – рефлекторный и
точечный, по характеру воздействия:
седативный (успокаивающий) и стимулирующий (возбуждающий). Это релаксационные
упражнения, пассивная гимнастика, активная гимнастика как общая, так и
артикуляционная, направленная на выработку необходимых движений языка, губ для
произнесения каких- либо звуков. Для работы над голосом, дыханием полезна
дыхательная гимнастика с сопровождением речи и без нее.
Психологическая направленность
логопедической работы также присутствует в программном содержании. Так для детей, имеющих
проблемы в эмоционально – волевой сфере, планируется психогимнастика с
мимическими упражнениями, во время которой проводится работа по развитию мышц
лица и артикуляционного аппарата и обучение умению эмоционально выражать свое
настроение.
Значительное
место в моей работе занимает развитие
коммуникативной функции речи, т.к. она является базовой предпосылкой для
вербального, т.е. речевого развития.
Развитие эмоционального общения
осуществляю через
формирование аффектно – личностных отношений между взрослым и ребенком; через
развитие умений понимать, называть базовые эмоции (добрый – злой, грустный –
веселый) и узнавать их в графическом изображении.
Развитие делового общения
предусматриваю через:
формированиеинтереса к предметно – игровой деятельности; выполнение действий с
предметами, называние действий и качественных характеристик
предметов,формирование умений действовать совместно с взрослым, по подражанию,
по образцу, по словесной инструкции.
Развитие речевого общения провожу
через формирование
интереса к слову и понимание обращенной речи, формирование речевого подражания;
освоение речевых средств: слоги, звукоподражания, слова, словосочетания,
фразы и предложения и использование их в активной речи; формирование
форм
высказываний (обращение – побуждение, просьба, обращение – сообщение, обращение
– вопрос); развитие диалогической речи.
На своих занятиях я активно применяю прием по
развитию речевой активности – комментированное рисование, когда по поводу
появляющегося схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой,
познавательный эмоциональный опыт детей.
Нередко
использую кукольный театр. Через сценки – диалоги дети более свободно и
уверенно учатся общаться, разыгрывают возникающие жизненные ситуации. На более
высоком уровне диалог, как прием активизации речевых средств, используется для
составления небольших рассказов с использованием игрушек. Обязательно
проводится работа по умению соблюдать в разговоре очередность, использовать
слова речевого этикета.
Большинство
занятий проходит в форме игры и носит единый сказочный или социальный сюжет.
Важно
отметить, что воздействие на речевую систему происходит глобально разными
средствами и в разных условиях. Звуки речи ставятся на логопедических занятиях,
а закрепляются на всех других. Дыхание отрабатывается как на логопедических
занятиях, так и на уроках физкультуры и пения. Развитие голоса происходит как
на логопедических занятиях, так и на
уроках пения. Мелкая ручная моторика развивается на логопедических занятиях и
на уроках труда, ИЗО, физкультуры, письма. Обогащение словарного запаса,
развития грамматической стороны речи, умение владеть навыками словообразования
и словоизменения, совершенствование фонематических процессов находят
закрепление на уроках чтения и письма.
Литература:
1.«Сенсорное
воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточ-ностью» Е. Ф. Войлокова,
Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева.
2. «Общение, речь и язык» Патриция Ле
Прево. Москва 1997г.
|