Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Форма входа

Статистика

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД


Среда, 08.05.2024, 21:25
Главная » Статьи » Мои статьи

Специфика логопедической работы с тяжело умственно отсталыми детьми

Специфика логопедической работы

с тяжело умственно отсталыми детьми  

Татьяна Викторовна Хисамова

       В системе общепринятых прав и свобод человека особо значимым является право на образование. Ни один ребенок не может быть лишен этого права вследствие умственных или физических недостатков. В нашей специальной (коррекционной) школе № 2  VIII  вида г. Березники с 2004 года функционируют классы «Особый ребенок». Это классы для детей с тяжелой умственной отсталостью, детей-инвалидов. Их деятельность регламентируется как федеральными, региональными нормативными документами, так и школьными локальными актам: положение о классах «Особый ребенок», положение о службе коррекционного сопровождения,  положение о мониторинге комплексного развития обучающихся.  Обучение ведется по региональной программе  «Особый ребенок», рекомендованной департаментом образования Пермской области.

Одним из важнейших разделов данной программы и коррекционной работы в целом является логопедическая коррекция.

В классах «Особый ребенок» обучаются дети: с генетическими и хромосомными заболеваниями (болезнью Дауна, фенилкетонурией, Х-ломкой хромосомой и др.), с общими расстройствами развития (аутизм, синдром Ретта, синдромом Аспергера), с множественными нарушениями развития, сопровождающиеся умственной отсталостью в умеренной и тяжелой степени.

Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная.

Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции  и социальной адаптации данной категории детей.

Главной целью нашей школы является максимально возможная социализация для каждого обучающегося. Поэтому основной задачей педагогов, работающих в классах «Особый ребенок», является – частичная интеграция и адаптация данной категории детей в окружающий социум. Работа учителя-логопеда тесно связана с деятельностью других специалистов и осуществляется комплексно. 

В работе всех специалистов, в том числе учителя-логопеда,  определены приоритетные направления:

- обеспечение интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей;

-становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в разнообразной деятельности;

- развитие речи, особенно ее коммуникативной функции;

- частичная интеграция детей с тяжелыми нарушениями в развития в общество более здоровых сверстников;

- консультативно-методическая поддержка родителей (лиц, их заменяющих).

Все дети, посещающие классы «Особый ребенок», имеют различные речевые недостатки. Это - трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания. Есть дети, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок  в письме и при чтении, имеются неговорящие дети. Основной диагноз учащихся: системное недоразвитие речи тяжелой степени обусловленное умственной отсталостью, осложнен сложными дисграфиями и дислексиями, аграфией, алексией, дизартрией, алалией. Грубо нарушен лексико – грамматический строй речи.

Цель логопедической работы с детьми-инвалидами в классах «Особый ребенок» состоит в том, чтобы устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, с тем, чтобы каждому ребенку в отдельности облегчить вливание в социальную жизнь настолько, насколько это окажется для него возможным, развить коммуникативную функцию речи.

Исходя из главной цели коррекционно – воспитательной работы в рамках интеграционно – реабилитационного процесса особо выделяются задачи:

Первая задача – изучение неврологического и речевого статусов ребенка, особенностей его развития, выявление речевых дефектов и сопутствующих им нарушений. Далее – составление индивидуальной коррекционной программы.

Вторая задача состоит в том, чтобы мобилизовать усилия родителей, учителей на активное участие в  учебном коррекционном процессе, создать вокруг ребенка атмосферу постоянной поддержки, искренней заинтересованности и сотрудничества с их стороны.

Третья задача заключается в том, чтобы привлечь к сотрудничеству максимальное количество специалистов, способных оказать ребенку необходимую помощь в его обучении.

Четвертая задача – обеспечение сохранение и укрепление здоровья детей с использованием современных здоровьесберегающих технологий.

Логопедическая работа с этими детьми имеет определенную специфику и базируется на следующих принципах:

- индивидуально-личностное ориентирование – ориентация на конкретного ребенка, его психоэмоциональные особенности. Каждый ребенок в полном смысле «особый»: у него свой тип восприятия внимания, памяти, характер и темперамент;

- эмоциональный резонанс и поддержка – создание на занятиях эмоционально – комфортной психологической обстановки;

- тесное постоянное взаимодействие с учителями, родителями;

-игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения.

Опыт моей коррекционно-абилитационной работы с детьми-инвалидами позволил выделить следующие специфические особенности логопедической коррекции:

1. Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику-инвалиду.

В работе нельзя ориентироваться на «среднего» ученика, каждый ребенок исключителен. Для каждого составляется индивидуальная программа логопедической коррекции на основе комплексного мультидисциплинарного обследования. Эта программа в ходе работы постоянно корректируется на основе индивидуальных продвижений и личностных особенностей ребенка.

2. Формирование подражательной деятельности.

Первый шаг коррекционной работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтоб ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Для этого ведется работа по развитию подражательной способности ребенка. Это основа перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

3. Организация обстановки занятий.

Удержать произвольное внимание у данных детей очень трудно, поэтому в организации занятия важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть специфический интерес, местоположение логопеда.

4. Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер.

Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. На занятии ведется работа над подвижностью артикуляционного аппарата, развитием фонематического слуха, звуковой культурой и лексико – грамматическим строем речи, развитием графомоторных навыков и высших психических функций. Используются яркие игрушки, компьютер, речевые игры.

5. Моделирование ситуаций.

Необходимо специально создавать условия, чтобы у ребенка возникла необходимость говорить. Это могут быть игровые, проблемные, тренинговые ситуации.

6. Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка.

Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться. Если это происходит, то нарушается эмоциональная атмосфера занятия, падает результативность.

7. Медленный темп формирования новых навыков.

От «особых» детей нельзя ожидать быстрого положительного результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию, обрабатывают ее, и результат работы может проявиться только через 2- 3 года.

8. Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Вся логопедическая работа с этими детьми была бы малоэффективна при отсутствии тесного продуктивного контакта с другими педагогами, специалистами, родителями. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми работает учитель-логопед.

Содержание индивидуальных коррекционно-абилитационных программ включает комплекс мероприятий, направленных на формирование социальных умений и навыков, компенсацию и устранение различных дефектов и зависит от структуры речевого дефекта, симптоматики нарушений возрастного и индивидуального развития ребенка. Я использую в логопедический работе не только специфические коррекционные технологии, но и психолого-педагогические методы и приемы.

Педагогические методы и приемы коррекции занимают ведущее место среди всех используемых видов работ. Выбор метода определяется характером речевого нарушения, целями и задачами логопедического воздействия, этапом работы, особенностями ребенка. На занятиях используется все разнообразие словесных, наглядных и практических приемов, которые обязательно сочетаются между собой между собой и отвечают теме занятия.

Медицинская направленность логопедической работы занимает чуть меньше места, но она тоже важна. Она включена в структуру каждого логопедического занятия. Здесь находят применение разнообразные виды массажа: ручной и зондовый, по локализации воздействия: сегментарно – рефлекторный и точечный, по характеру  воздействия: седативный (успокаивающий) и стимулирующий (возбуждающий). Это релаксационные упражнения, пассивная гимнастика, активная гимнастика как общая, так и артикуляционная, направленная на выработку необходимых движений языка, губ для произнесения каких- либо звуков. Для работы над голосом, дыханием полезна дыхательная гимнастика с сопровождением речи и без нее.

Психологическая направленность логопедической работы также присутствует в программном содержании. Так для детей, имеющих проблемы в эмоционально – волевой сфере, планируется психогимнастика с мимическими упражнениями, во время которой проводится работа по развитию мышц лица и артикуляционного аппарата и обучение умению эмоционально выражать свое настроение, характер предложенного героя сказки или мультфильма.

Значительное  место в моей работе занимает развитие коммуникативной функции речи, т.к. она является базовой предпосылкой для вербального, т.е. речевого развития. Учитывая, генетический принцип развития типов общения формирование коммуникативной деятельности проводится в следующих направлениях:

Развитие эмоционального общения осуществляю через формирование аффектно – личностных отношений между взрослым и ребенком; через развитие умений понимать, называть базовые эмоции (добрый – злой, грустный – веселый) и узнавать их в графическом изображении.

Развитие делового общения предусматриваю через:

- формирование интереса к предметно – игровой деятельности,

-  выполнение действий с предметами,

- называние действий и качественных характеристик предметов,

- формирование умений действовать совместно с взрослым, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.

Развитие речевого общения провожу через

- формирование интереса к слову и понимание обращенной речи,

- формирование речевого подражания

- освоение речевых средств: слоги, звукоподражания, слова, словосочетания, фразы и предложения и использование их в активной речи

- формирование форм высказываний (обращение – побуждение, просьба, обращение – сообщение, обращение – вопрос)

- развитие диалогической речи.

Надо отметить, что развитие каждого типа не приводит к вытеснению предыдущего. На своих занятиях я активно применяю прием по развитию речевой активности – комментированное рисование, когда по поводу появляющегося схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный эмоциональный опыт детей.

Нередко использую кукольный театр. Через сценки – диалоги дети более свободно и уверенно учатся общаться, разыгрывают возникающие жизненные ситуации. На более высоком уровне диалог, как прием активизации речевых средств, используется для составления небольших рассказов с использованием игрушек. Обязательно проводится работа по умению соблюдать в разговоре очередность, использовать слова речевого этикета.

Большинство занятий проходит в форме игры и носит единый сказочный или социальный сюжет: помогаем найти лесным зверюшкам спрятанные Бабой Ягой буквы или возвращаем домой пропавшего колобка, помогаем жителям далекой планеты найти слова – признаки, учимся вести разговор в магазине, в транспорте, выбирать продукты и.т.д.)

Широко на занятии применяю нетрадиционные технологии: ароматерапию, цветотерапию, музыкотерапию, сказкотерапию, а также элементы образовательной кинезиологии.

Важно отметить, что воздействие на речевую систему происходит глобально разными средствами и в разных условиях. Звуки речи ставятся на логопедических занятиях, а закрепляются на всех других. Дыхание отрабатывается как на логопедических занятиях, так и на уроках физкультуры и пения. Развитие голоса происходит как на логопедических  занятиях, так и на уроках пения. Мелкая ручная моторика развивается на логопедических занятиях и на уроках труда, ИЗО, физкультуры, письма. Обогащение словарного запаса, развития грамматической стороны речи, умение владеть навыками словообразования и словоизменения, совершенствование фонематических процессов находят закрепление на уроках чтения и письма.

Такая комплексная работа, терпение, поиск наиболее эффективных приемов и методов дает положительные результаты. Оценка продвижений детей-инвалидов осуществляется по методике, предложенной Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Л.А.Нисневич, включающей 12 параметров по 10-бальной шкале. Результаты работы с 19 детьми-инвалидами за 2 года представлены на диаграммах по параметрам: речь, психомоторное развитие, коммуникативность.

Статья 2.5. Декларации ООН о правах инвалидов гласит «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность». Коррекционно-логопедическая работа является одной из таких мер, позволяющих детям-инвалидам почувствовать уверенность в общении с окружающими.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994, №
  2. Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Дети с проблемами в развитии / Под. ред. Л.П.Григорьевой. – М., 2002.
  3. Лалаева Р.И. Коррекционно-педагогическая работа логопеда во вспомогательной школе. – М., 2001.
  4. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М., 1951.
  5. Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2003.
  6. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Спб., 2002.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: jaschka (03.11.2012) | Автор: Специфика логопедической работы с
Просмотров: 12101 | Комментарии: 5 | Теги: консультации, умственно отсталые дети., звуки, видео уроки, занятия, Развитие речевого дыхания, постановка звуков, логопед, дети, развитие речи | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2 Sownowm  
0
Я нравлюсь этот сайт - он такой полезный и полезный. Посетите также мою страничку

взгляните также мою страничку и дайте ей оценку

https://anotepad.com/note/read/8cf9r2we софия пукет билети
https://www.sigmachiiu.com/forums/users/domingayazzie/ тайланд пукет 2024
https://www.lookali.de/community/profile/orenkinser08879/ стая за двама под наем до брега в пукет
https://neurofeedbackalliance.org/community/profile/germanhalvorsen/ тайланд пукет забележителности

=pat=

1 Любовь  
0
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, координаты автора для обмена опытом! Заранее спасибо!)

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Категории раздела
Мои статьи [14]

Социальные закладк

Теги
Дети с нарушениями речи. Дизартрия у детей. Заикание у детей. Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм. Алалия. ДИСЛЕКСИЯ и ДИСГРАФИЯ Недостатки речи при нарушениях слуха. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДАЛЕНИЯ. Специфика логопедической работы с тяжело умственно отсталыми детьми Развитие речевого дыхания. Метод словесно-образного эмоционально – волевого управления человеком Развитие мышления у детей с умственной отсталостью. Артикуляционная гимнастика Программа логопедической коррекции по развитию связной речи и коммуникативной стороны речи у обучаю...

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz